+ Ознакомление с Kia Rio
- Двигатели A3E и A5D
Технические данные двигателя
Компрессия
Распределительные валы
Поршни и шатуны
Коленчатый вал
Шатунные и коренные вкладыши
Воздушный фильтр (ACL)
Трос акселератора
Головка блока цилиндров
Проверка клапанов
Седло клапана
Пружина клапана
Зубчатый ремень
Система выпуска отработавших газов
+ Система смазки
+ Система охлаждения
+ Топливная система
+ Система зажигания
+ Сцепление
+ Коробка передач
+ Оси и приводные валы
+ Подвеска
+ Шины и колёса
+ Рулевое управление
+ Тормозная система
+ Кузов
+ Кондиционер
+ Электрооборудование
+ Электросхемы


Поршни и шатуны



Поршень и шатун

1 – поршневое кольцо;
2 – поршень;
3 – поршневой палец;
4 – шатун;
5 – шатунные вкладыши;
6 – крышка шатуна;
7 – гайка, 29–34 Н•м

Снятие

Снятие поршней с шатунами необходимо проводить на двигателе, с которого снята головка блока цилиндров и масляный поддон. Проверьте отсутствие ступеньки и нагара в верхней части каждого цилиндра.


  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

Если производить снятие поршней не убрав ступеньку в верхней части цилиндра, это может привести к повреждению поршневых колец и поршней. Используя специальный инструмент удалите ступеньку в верхней части цилиндров


1. Промаркируйте крышки шатунов и шатуны в соответствии с номером цилиндра, в котором они установлены


  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

Отметьте шатуны и крышки шатунов так, чтобы при установке они заняли правильное положение и направление. При неправильной установке шатунов будет нарушена подача смазки в шатунные вкладыши, что приведет к их быстрому повреждению.


2. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни второго и третьего цилиндров установились в нижней мертвой точке и аналогичным образом промаркируйте шатуны и крышки шатунов.

3. Отверните гайки крепления крышки шатуна и легкими ударами пластикового молотка сбейте крышку.

4. Снимите крышку шатуна


  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

Для защиты шеек коленчатого вала оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластмассовой трубки.


5. Деревянным бруском или ручкой молотка вытолкните поршень с шатуном из цилиндра.

6. Повторите эти операции на остальных цилиндрах.

7. Промаркируйте поршни в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены.

8. Специальными пассатижами разожмите поршневые кольца и снимите их с поршня.

9. Установите поршень вертикально и проверьте плавность перемещения шатуна.

10. Перемещая шатун, проверьте отсутствие люфта и заеданий.


  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

Не раскачивайте шатун очень широко, так как он может войти в соприкосновение с юбкой поршня и повредить ее, что приведет к необходимости замены поршня.


11. Если шатун перемещается с заеданиями, проверьте отверстие для поршневого пальца в поршне и шатун на отсутствие деформации.

12. Снимите стопорные кольца с торцов поршневого пальца.

13. Наклоните поршень и позвольте поршневому пальцу выскользнуть из поршня. При необходимости выдавите поршневой палец из поршня.

14. Извлеките шатун из поршня. При разборке держите вместе поршень, шатун, поршневой палец и стопорные кольца поршневого пальца.

Проверка поршневых колец

1. Вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и щупом измерьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки.

Номинальный зазор:
Двигатель A5D: 0,03–0,07 мм
Двигатель A3E: 0,04–0,08 мм
Предельно допустимый зазор: 0,10 мм

2. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршень.

3. Проверьте поршневые кольца на отсутствие повреждений, износа или поломки.

4. При необходимости замените поршневые кольца.

5. Измерьте зазор в замке поршневых колец, вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя.

6. Днищем поршня протолкните поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра.

   7. Щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца.

Зазор в замках поршневых колец

Поршневое кольцо
A3E
A5D
Первое компрессионное кольцо
0,20–0,35 мм
0,15–0,30 мм
Второе компрессионное кольцо
0,37–0,52 мм
0,40–0,55 мм
Маслосъемное кольцо
0,20–0,70 мм
0,20–0,70 мм
Предельно допустимый зазор
1,0 мм

Установка

1. Установите поршень в шатун и вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным кольцом


  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как и до разборки.


2. Установите второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня.

3. Держите поршень вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна.

4. Установите три части маслосъемного кольца на поршень:

      – смажьте чистым моторным маслом расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца;
      – установите расширитель маслосъемного кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх;
      – установите нижнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх;
      – установите верхнюю часть маслосъемного кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх.

5. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается на поршне.

6. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 2-е компрессионное кольцо.

7. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1-е компрессионное кольцо


  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

Метки "R" или "Y" на компрессионных кольцах должны быть направлены к верхней части поршня.


8. Расположите замки поршневых колец как показано на рисунках.

9. Установите шатунный вкладыш в шатун

10. Для защиты шейки коленчатого вала от повреждения оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластиковой трубки.

11. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров.

12. Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1-го цилиндра находилась в нижней мертвой точке.

13. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне.

14. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала.

15. Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна.

16. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigauge на шейках шатунных подшипников коленчатого вала.

17. В соответствии с маркировкой установите крышки шатунов и закрепите их гайками.

Момент затяжки: 29–34 Н•м


  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

При установке шатунов совместите метки, нанесенные на шатун и крышку шатуна и правильно сориентируйте шатун по отношению к блоку цилиндров, так как в противном случае будет нарушена подача смазки к шатунным вкладышам.

После установки всех поршней поверните коленчатый вал в такое положение, чтобы поршни расположились между ВМТ и НМТ, затем установите головку блока цилиндров. Это исключит соударение поршней и клапанов, которое может привести к деформации клапанов и повреждению двигателя.


18. Выверните гайки и снимите крышку шатуна.

19. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge и определите величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень Plastigauge с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников.

Номинальный зазор в шатунном подшипнике: 0,026–0,054 мм
Предельно допустимый зазор: 0,10 мм

20. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера.

21. Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна.

22. Установите крышку шатуна и закрепите гайками.

Момент затяжки: 29–34 Н•м

23. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна.

Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм
Предельно допустимый зазор: 0,30 мм


  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

Не измеряйте зазор между крышкой шатуна и коленчатым валом.


24. Если боковой зазор шатуна превышает предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна.