Снятие головки блока цилиндров, разборка, замена прокладки (двигатель 1.4)

См. также
Снятие и разборка ГБЦ 1.6 л

  1. Головка блока цилиндров.
  2. Прокладка головки блока цилиндров.
  3. Клапан подачи масла на выпускной фазовращатель.
  4. Клапан подачи масла на впускной фазовращатель.
  5. Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT).
  6. Датчик положения распределительного вала (CMP).
  7. Коромысло.
  8. Гидрокомпенсатор зазора.
  9. Сухари клапана.
  10. Тарелка клапана.
  11. Клапанная пружина.
  12. Маслосъемный колпачок.
  13. Клапан.
  14. Болт головки блока цилиндров.

: заменять деталь новой после каждого снятия.
: нанести масло.
: нанести герметик.

Снятие

Для данной операции снятие двигателя с автомобиля не требуется.

Во избежание повреждения окрашенных поверхностей использовать защитные покрытия.

  • Во избежание повреждения отсоединять разъемы проводов осторожно, держась рукой за корпус разъема.
  • Помечать все провода и шланги, чтобы исключить ошибки при повторном подключении.
  • Повернуть шкив коленчатого вала так, чтобы его канавка совпала с установочной меткой на крышке приводной цепи, чтобы установить поршень первого цилиндра двигателя в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия.

1.Снятьаккумуляторнуюбатарею(см. главу 12 «Электрооборудование двигателя»).

2. Снять защитный поддон моторного отсека (см. тут).

3. Слить охлаждающую жидкость (см. тут).

4. Снять корпус воздушного фильтра (см. тут).

5. Отсоединить верхний шланг радиатора (А).

6. Отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов (А) и шланги отопителя (В).

7. Отсоединить топливный шланг (А) и шланг продувочного электромагнитного клапана PCSV (B).

8. Снять крышку головки блока цилиндров (см. соответствующий раздел выше в данной главе).

9. Снять впускной коллектор (см. главу 11 «Система впуска и выпуска»).

10. Снять топливную рампу (см. главу 9 «Система питания»).

11. Снять патрубок отопителя (см. главу 7 «Система охлаждения»).

12. Снять выпускной коллектор (см. тут).

13. Снять цепь привода газораспределительного механизма (см. соответствующий раздел выше в данной главе).

14. Снять распределительные валы (см. соответствующий раздел выше в данной главе).

15. Снять датчик положения впускного распределительного вала (А), вакуумный шланг (В) и водяной шланг (С).

16. Снять клапан подачи масла на впускной фазовращатель (А).

Момент затяжки: 9,8 – 11,8 Н·м.

17. Снять клапан подачи масла на выпускной фазовращатель (А).

Момент затяжки: 9,8 – 11,8 Н·м.

18. Равномерно ослабить и выкрутить болты головки блока цилиндров за несколько подходов в указанной на рисунке последовательности.

Если отворачивать болты не в правильной последовательности, возможна деформация или растрескивание головки блока цилиндров.

19. Поднять головку блока цилиндров (А) с установочных штифтов блока цилиндров и поместить на деревянные бруски на верстаке.

Снять прокладку головки блока цилиндров (A).

Соблюдать осторожность, чтобы не повредить контактные поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров.

Разборка головки блока цилиндров

1. Снять коромысла с гидрокомпенсаторами зазоров в сборе (А).

2. Снять клапаны:

  • Используя специальное приспособление (09222-3K000, 09222-3K100), сжать клапанную пружину и удалить сухари клапана.

  • Снять тарелку клапана.
  • Снять клапанную пружину.
  • Извлечь клапан.
  • Щипцами снять маслосъемный колпачок клапана.

Не использовать маслосъемные колпачки клапанов повторно.

Проверка технического состояния

Головка блока цилиндров

1. Используя поверочную линейку и набор плоских щупов, измерить величину коробления поверхностей контакта головки блока цилиндров с блоком цилиндров и коллекторами.

Неплоскостность поверхности установки прокладки головки блока цилиндров:
- По всей области: не более 0.05 мм.
- На участке 100 × 100 мм: не более 0.02 мм.
Неплоскостность поверхностей установки коллекторов: не более 0.10 мм.

2. Проверить камеры сгорания, впускные и выпускные порты, а также поверхности головки блока цилиндров на наличие трещин. В случае их обнаружения заменить головку блока цилиндров.

Клапаны и клапанные пружины

1. Проверить стержни и направляющие втулки клапанов:

  • С помощью микрометрического нутромера измерить внутренний диаметр направляющей втулки клапана.

Внутренний диаметр направляющей втулки клапана: 5.500 ~ 5.512 мм.

  • Микрометром измерить наружный диаметр стержня клапана.

Наружный диаметр стержня клапана:
- Впуск: 5.465 ~ 5.480 мм.
- Выпуск: 5.448 ~ 5.460 мм.
- Вычесть из значения внутреннего диаметра направляющей втулки клапана значение наружного диаметра стержня клапана. Если полученное значение зазора превышает норму, заменить клапаны или головку блока цилиндров.

Зазор между стержнем и направляющей втулкой клапана:
- Впуск: 0.020 ~ 0.047 мм.
- Выпуск: 0.040 ~ 0.064 мм.

2. Проверить состояние клапанов:

  • Убедиться в том, что головка клапана имеет надлежащий угол фаски.

Угол фаски клапанов (впуск/выпуск): 45.25° - 45.75°.

  • Проверить поверхности клапана на предмет износа. Если клапан изношен, заменить его новым.
  • Проверить ширину пояска головки клапана. Если размер пояска не соответствует норме, заменить клапан.

Ширина пояска:
- Впуск: 1.4~1.6 мм.
- Выпуск: 1.65~1,85 мм.
- Измерить длину клапана.

Длина клапана:
- Впуск: 100.94 мм.
- Выпуск: 101.09 мм.
- Проверить поверхность торца стержня клапана на предмет износа. Если стержень клапана изношен, заменить клапан.

3. Проверить седла клапанов:

  • Проверить седла клапанов на наличие признаков перегрева или несоответствующего контакта с поверхностью клапана. Если седло изношено, заменить головку блока цилиндров.
  • Проверитьнаправляющиевтулкиклапановнапредметизноса. Если направляющая втулка клапана изношена, заменить головку блока цилиндров.
  • В случае необходимости притереть седло клапана с помощью шлифмашины или развертки. Ширина контактной поверхности седла клапана должна соответствовать норме и располагаться по центру фаски клапана.

Ширина контактной поверхности седла клапана:
- Впуск: 0.85 - 1.15 мм.
- Выпуск: 1.35 - 1.65 мм.
Угол фаски седла клапана:
- Впуск/выпуск: 44.75° - 45.10°.

4. Проверить клапанные пружины:

  • С помощью стального угольника измерить отклонение клапанной пружины от перпендикулярности.
  • Штангенциркулем измерить длину (высоту) клапанной пружины в свободном состоянии. Если полученное значение не соответствуют норме, заменить клапанную пружину новой.

- Высота в свободном состоянии: 47.9 мм.
- Отклонение от перпендикулярности: не более 1,5°.

Гидрокомпенсаторы зазоров

Удерживая гидравлический компенсатор зазора, заполненный моторным маслом, за часть A, нажать на часть B. В случае перемещения части B заменить гидравлический компенсатор зазора.

Проблема Возможная причина Действие
Шум клапанов при запуске холодного двигателя. Затем шум пропадает В норме Обычно шум пропадает при полном прогреве двигателя.
Непрерывный шум, когда двигатель запущен после 48­часовой стоянки Попадание воздуха внутрь камеры высокого давления гидравлического регулятора зазора вследствие утечки масла. Шум должен пропасть после 15 минут работы на режимах 2000 – 3000 об/мин. Если шум не исчезнет, см. приведенные ниже шаги.
Непрерывный шум, когда двигатель запущен после ремонта головки блока цилиндров Недостаточное количество масла в масляном канале головки блока цилиндров.
Непрерывный шум, когда двигатель запущен после чрезмерного проворачивания двигателя стартером или вручную Попадание воздуха внутрь камеры высокого давления HLA вследствие утечки масла и недостаточное количество масла в HLA
Непрерывный шум, когда двигатель запущен после замены гидравлическихкомпенсаторов зазора Не разгонять двигатель до частоты вращения более 3000 об/мин, поскольку при этом можно повредить гидрокомпенсаторы.
Непрерывный шум на холостом ходу после работы на высокой частоте вращения Слишком высокий или слишком низкий уровень моторного масла Проверить уровень масла, довести до нормы
Чрезмерное количество воздуха в масле при высоких оборотах двигателя. Проверить герметичность системы
Состарившееся масло. Проверить качество моторного масла
Если качество ухудшилось, заменитьмасло новым.
Шум продолжается более 15 минут Низкое давление масла Проверить давление масла и подачу масла к каждой смазываемой детали.
Неисправность HLA. Снять крышку головки блока цилиндров и нажать на гидравлический компенсатор зазора рукой.
Если компенсатор перемещается, заменить его новым.

Соблюдать осторожность при работе с горячим гидрокомпенсатором зазора.

Сборка головки блока цилиндров

- Тщательно почистить все части, подлежащие сборке.
- Перед установкой элементов нанести чистое моторное масло на все поверхности скольжения и вращающиеся детали.
- Заменить все маслосъемные колпачки новыми.

1. Установить клапаны.

  • Используя специальное приспособление (09222-03100), напрессовать новые маслосъемные колпачки.

- Не использовать повторно старый маслосъемный колпачок.
- Неправильная установка маслосъемного колпачка может привести к утечкам масла через направляющие втулки клапанов.

  • Установить клапан, клапанную пружину и тарелку клапана.

Поместить клапанные пружины так, чтобы коническая сторона была обращена вверх (к сухарям клапана), после чего установить тарелку клапана.

  • Используя специальное приспособление (09222-3K000, 09222-3K100), сжать пружину клапана и установить сухари. Прежде чем освобождать пружину, проверить правильность установки сухарей, нажимая на рычаг приспособления два-три раза.

  • Обстучать торец штока каждого клапана два-три раза деревянным молотком, чтобы обеспечить надлежащую установку клапана и сухарей.

2. Установить коромысла с гидрокомпенсаторами зазоров в сборе (А).

  • Гидравлический компенсатор зазора, вплоть до его установки, необходимо хранить в вертикальном положении (для предотвращения утечки моторного масла) и защищенным от пыли.
  • Устанавливать гидрокомпенсатор в головку блока цилиндров следует осторожно, чтобы не пролить моторное масло. В случае утечки моторного масла через гидравлический компенсатор зазора (HLA), необходимо выпустить воздух из HLA в соответствии с приведенной ниже инструкцией.

Выпуск воздуха из гидрокомпенсатора:
- Прокачать гидравлический компенсатор зазора в моторном масле, нажав 4—5 раз на его крышку, слегка прижимая шарик вниз жесткой стальной проволокой. Не давить на шарик слишком сильно, поскольку он весит всего лишь несколько граммов. Если после утечки моторного масла не выпустить воздух из гидравлического компенсатора зазора, двигатель может шуметь.

После установки на двигатель гидрокомпенсатор зазора может издавать необычные звуки. Остатки воздуха можно удалить, медленно (примерно в течение одной минуты) разгоняя двигатель с холостых оборотов до 3000 об/мин.

Установка головки блока цилиндров

- Тщательно очистить все части, подлежащие сборке.
- Всегда использовать новые прокладки для головки блока цилиндров и коллектора.
- Прокладка головки блока цилиндров металлическая. Соблюдать осторожность, чтобы не погнуть ее.
- Вращая коленчатый вал установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ).

1. Установить прокладку головки блока цилиндров:

  • Места нанесения герметика на крышке приводной цепи и соответствующих компонентах (блоке цилиндров и головке блока) должны быть чистыми от моторного масла и прочих посторонних материалов.
  • Нанести герметик TB1217 илиLT5900 на верхнюю поверхность блока цилиндров (см. рисунок) перед установкой прокладки головки блока цилиндров.

Ширина валика герметика: 2.0~3.0 мм.

  • Установить прокладку головки блока на блок цилиндров.

Соблюдать направление установки прокладки головки блока цилиндров.

  • Нанести герметик TB1217 или LT5900 на верхнюю поверхность прокладки головки блока (см. рисунок) после установки прокладки.

Ширина валика герметика: 2.0~3.0 мм.

  • Удалить излишки герметика после установки головки блока цилиндров.

2. Установить головку блока цилиндров:

  • Осторожно, чтобы не повредить прокладку, поместить головку блока цилиндров (А) на двигатель.

  • Используя специальное приспособление 09221-4A000, затянуть болты головки блока цилиндров с плоскими шайбами за несколько подходов в указанной на рисунке последовательности моментом 12.7 - 16.7Н·м, а затем дотянуть сначала на угол 90 - 95°, а затем еще 120 - 125°.

Головку блока цилиндров следует затягивать только новыми болтами. Головка блока цилиндров крепится болтами по пределу текучести. Если такие болты вывернуть и затем использовать повторно, они могут лопнуть либо не поддерживать надлежащее зажимное усилие.

3. Установить остальные компоненты в порядке, обратном снятию.

Двигатель
Моменты затяжки двигателя
Проверка компрессии
Замена приводного ремня
Замена опор силового агрегата
Снятие двигателя
Снятие шкива коленвала
Замена переднего сальника коленвала
Замена цепи ГРМ (1.4)
Замена цепи ГРМ (1.6)
Снятие крышки ГБЦ, замена прокладки
Регулировка зазоров в клапанах
Снятие распредвалов (1.4)
Снятие распредвалов (1.6)
Снятие ГБЦ (1.4)
Снятие ГБЦ (1.6)
Снятие поршней с шатунами (1.4)
Снятие поршней с шатунами (1.6)
Снятие вставок рубашки охлаждения
Снятие и установка маховика
Снятие приводного диска (версии с АКП)
Замена заднего сальника коленвала
Снятие коленвала (1.4)
Снятие коленвала (1.6)
Разборка блока цилиндров
Система смазки
Проверка и замена масла двигателя
Снятие масляного поддона
Замна масляного насоса
Замена датчика давления масла
Снятие патрубка масляного щупа
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена радиатора
Замена вентилятора радиатора
Замена помпы
Замена блока контроля температуры
Замна термостата
Снятие корпуса термостата
Замена воздушного фильтра
Корпус воздушного фильтра и резонатор
Снятие впускного коллектора
Снятие привода изменения геометрии впуска
Снятие выпускного коллектора
Снятие переднего глушителя
Замена нейтрализатора в сборе с глушителем
Замена центрального глушителя
Замена заднего глушителя
Система питания
Сброс давления в топливной системе
Проверка давления в топливной системе
Снятие топливного бака
Снятие горловины топливного бака
Топливный насос, регулятор давления, фильтр
Снятие топливопроводов
Снятие топливной рампы с форсунками
ЭСУД - характеристики
Система бортовой диагностики
Датчики и элементы ЭСУД 1,4 л
Датчики и элементы ЭСУД 1,6 л