Шатунно-поршневая группа - снятие и установка

См. также
Снятие поршней с шатунами двигателя 1.6 л

  1. Поршневые кольца.
  2. Поршень.
  3. Поршневой палец.
  4. Шатун.
  5. Верхний шатунный вкладыш.
  6. Нижний шатунный вкладыш.
  7. Крышка шатуна.
  8. Вставки рубашки охлаждения.
  9. Блок цилиндров.
  10. Задний сальник коленчатого вала.
  11. Масляные форсунки охлаждения поршней.
  12. Уплотнительное кольцо круглого сечения.
  13. Верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала.
  14. Упорное полукольцо.
  15. Нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала.
  16. Крышка коренного подшипника коленчатого вала.
  17. Рама лестничного типа.
  18. Приводной диск.
  19. Маховик.

: заменять деталь новой после каждого снятия.
: нанести масло.
: нанести герметик.

Снятие поршней с шатунами

- Во избежание повреждения окрашенных поверхностей использовать защитные покрытия.
- Во избежание повреждений головки блока цилиндров подождать пока охлаждающая жидкость остынет до комнатной температуры.
- Прокладка головки блока цилиндров металлическая. Соблюдать осторожность, чтобы не погнуть ее.
- Во избежание повреждения отсоединять разъемы проводов осторожно, держась рукой за корпус разъема.
- Помечать все провода и шланги, чтобы исключить ошибки при повторном подключении.
- Повернуть шкив коленчатого вала так, чтобы его канавка совпала с установочной меткой на крышке приводной цепи, чтобы установить поршень первого цилиндра двигателя в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия.

1. Снять силовой агрегат с автомобиля (см. тут).

2.В зависимости от версии снять механическую (см.тут) или автоматическую (см. тут) коробку передач с двигателя.

3. Снять маховик или приводной диск (см. тут).

4. Установить двигатель на разборочный стенд.

5. Снять цепь привода газораспределительного механизма (см. соответствующий раздел выше в данной главе).

6. Снять впускной коллектор (см. главу 11 «Система впуска и выпуска»).

7. Снять выпускной коллектор (см. тут).

8. Снять головку блока цилиндров (см. соответствующий раздел выше в данной главе).

9. Снять масляный поддон и маслозаборник (см. тут).

10. Снять раму лестничного типа (см. раздел «Блок цилиндров» ниже в данной главе).

11. Снять поршни с шатунами:

  • С помощью подходящей развертки удалить нагар с верхней части цилиндров.
  • Снять шатунные крышки (А).

  • Вытолкнуть поршень с шатуном и верхним шатунным вкладышем в сборе (В) через верх блока цилиндров.

Примечание:

- Не разукомплектовывать шатунные вкладыши с шатунами и шатунными крышками.
- После извлечения выложить поршни и шатуны в последовательности, соответствующей каждому из цилиндров.

12. Проверить посадку поршня на поршневом пальце. Для этого попытаться перемещать поршень вперед-назад на поршневом пальце. При наличии любых люфтов заменить поршень с поршневым пальцем комплектом.

13. Снять поршневые кольца:

  • Используя приспособление для разжатия поршневых колец, снять два компрессионных кольца.
  • Снять два боковых и одно разжимное кольца вручную.

Расположить поршневые кольца в правильной последовательности.

14. Снять шатун с поршня. С помощью пресса извлечь поршневой палец из поршня.

Усилие пресса: 150~750 кг.

Проверка технического состояния

Шатуны

1. С помощью набора плоских щупов измерить боковой зазор шатуна, перемещая его вдоль шатунной шейки.

Стандартный боковой зазор шатуна: 0.10~0.25 мм.

  • Если полученное значение выходит за пределы допустимого диапазона, установить новый шатун.
  • Если и после замены шатуна значение бокового зазора по-прежнему не соответствует норме, заменить коленчатый вал.

2. Проверить масляный зазор в шатунных подшипниках:

  • Убедиться в том, что установочные метки на шатунной крышке совпадают с метками на шатуне.
  • Отвернуть два шатунных болта.
  • Снять крышку шатуна и нижний вкладыш подшипника.
  • Очистить шатунную шейку коленчатого вала и вкладыш.
  • Поместить калиброванную проволоку Plastigage на шатунную шейку коленчатого вала, вдоль его оси.
  • Установить крышку шатуна вместе с вкладышем подшипника. Затянуть болты моментом 11,0~15,0 Н·м, а затем дополнительно дотянуть на угол 88~92°.

Для проверки масляного зазора в шатунных подшипниках можно использовать старые шатунные болты.

Не проворачивать коленчатый вал.
- Отвернуть болты и снять шатунные крышки с нижними шатунными вкладышами.
- Измерить ширину круглого щупа в наиболее расплющенной части с помощью шкалы на упаковке.

- Стандартный масляный зазор в шатунных подшипниках: 0.014 ~ 0.032 мм.
- Стандартный масляный зазор с учетом деформации расширения: 0.030 - 0.056 мм.
Если измеренный зазор слишком мал или слишком велик, заменить шатунные вкладыши новыми с теми же цветовыми метками (см. таблицу подбора шатунных вкладышей ниже). Повторно измерить масляный зазор в шатунных подшипниках.

Не подкладывать шайбы и не царапать вкладыши или крышки шатунов для регулировки масляного зазора.

  • Если после повторной проверки зазор в подшипниках не соответствует требуемой величине, заменить вкладыши новыми следующего ремонтного размера, после чего повторить измерение.

- Если отрегулировать зазор в подшипниках не удается, необходимо заменить коленчатый вал.
- Если метки на шатуне нечитаемы вследствие скопления грязи и пыли, не расчищать их проволочной щеткой или скребком. Использовать для очистки меток растворитель или моющее средство.

Идентификационные метки шатуна

Спецификация шатунов

Класс Метка Внутренний диаметр
0 A 42.000 ~ 42.006 мм
1 B 42.006 ~ 42.012 мм
2 C 42.012 ~ 42.018 мм

Идентификационные метки шатунных шеек коленчатого вала

Спецификация шатунных шеек коленчатого вала

Класс Метка Диаметр шатунной шейки
I 1 38.966 ~ 38.972 мм
II 2 38.960 ~ 38.966 мм
III 3 38.954 ~ 38.960 мм

Идентификационные метки шатунных вкладышей

Спецификация шатунных вкладышей

Класс Метка Толщина вкладыша подшипника
A Синий 1.514 ~ 1.517 мм
B Черный 1.511 ~ 1.514 мм
C Бесцветный 1.508 ~ 1.511 мм
D Зеленый 1.505 ~ 1.508 мм
E Желтый 1.502 ~ 1.505 мм
  • Подобрать шатунные вкладыши, пользуясь следующей таблицей.

Таблица подбора шатунных вкладышей

  Идентификационная метка шатуна
0 (А) 1 (В) 2 (С)
Идентификационная метка шатунной шейки коленчатого вала I (1) E (желтый) D (зеленый) C (бесцветный)
II (2) D (зеленый) C (бесцветный) В (черный)
III (3) C (бесцветный) В (черный) А (синий)

Поршни

1. Очистить поршень:

  • С помощью скребка удалить нагар с днища поршня.
  • С помощью специального инструмента или поломанного поршневого кольца очистить канавки в поршне под поршневые кольца.
  • Используя растворитель и щетку, тщательно очистить поршни.

Не использовать проволочную щетку.

2. Измерить наружный диаметр поршня в 30 мм от его днища.

Стандартный диаметр поршня: 71.970 - 72.000 мм.

3. Проверить коды размерных групп отверстий цилиндров на боковине блока цилиндров.

Спецификация размеров отверстий цилиндров

Размерная группа Размерный код Внутренний диаметр отверстия цилиндра
a A 72.00 - 72.01 мм
b B 72.01 - 72.02 мм
c C 72.02 - 72.03 мм

4. Проверить код размерной группы поршня (А) и переднюю метку (В) на днище поршня.

Спецификация размерных групп поршней

Размерная группа Код размерной группы Наружный диаметр поршня
a A 71.970 - 71.980 мм
b B 71.980 - 71.990 мм
c C 71.990 - 72.000 мм

5. Подобрать поршни соответственно размерной группе отверстий цилиндров.

Стандартный зазор между поршнем и цилиндром: 0.02 - 0.04 мм.

Поршневые кольца

1. Вычислить разницу между внутренним диаметром отверстия цилиндра и наружным диаметром поршня.

Стандартный зазор между поршнем и цилиндром: 0.02 - 0.04 мм.

2. Проверить боковой зазор поршневых колец.

Используя набор плоских щупов, измерить боковой зазор поршневых колец (между кольцом и канавкой поршня).

Ширина канавок под поршневые кольца:
- Компрессионное кольцо №1: 1.035 - 1.05 мм.
- Компрессионное кольцо №2: 1.23 - 1.25 мм.
- Маслосъемное кольцо: 1.995 - 2.010 мм.
Ширина поршневых колец:
- Компрессионное кольцо №1: 0.97- 0.985 мм.
- Компрессионное кольцо №2: 1.17 - 1.19 мм.
- Маслосъемноекольцо: 1.925 - 1.955 мм.
Боковой зазор поршневых колец:
- Компрессионное кольцо №1:0.05 - 0.08 мм.
- Компрессионное кольцо №2:0.04 - 0.08 мм.
- Маслосъемноекольцо:0.040 - 0.85 мм.
Если величина зазоров не соответствует норме, необходимо заменить поршень.

3. Проверить зазоры в замках поршневых колец.

Установить поршневое кольцо в цилиндр. Переместить кольцо внутрь цилиндра, используя поршень, как показано на рисунке. Измерить зазор в замке, используя набор щупов.

Зазор в замке поршневого кольца:
- Компрессионное кольцо №1: 0.13 - 0.18 мм.
- Компрессионное кольцо №2: 0.25 - 0.40 мм.
- Маслосъемное кольцо: 0.10 - 0.40 мм.

Поршневые пальцы

1. Измерить наружный диаметр поршневого пальца микрометром.

- Наружный диаметр поршневого пальца: 18.000 - 18.003 мм.
- Диаметр отверстия под поршневой палец в поршне: 18.013 - 18.017 мм.
- Внутренний диаметр отверстия верхней головки шатуна: 17.974 - 17.985 мм.

2. Вычислить зазор между поршневым пальцем и поршнем.

Зазор между поршневым пальцем и поршнем: 0.010 ~ 0.017 мм.

3. Вычислить разность между наружным диаметром поршневого пальца и внутренним диаметром втулки головки шатуна.

Стандартная величина: 0.005 ~ 0.029 мм.

Сборка и установка поршней и шатунов

- Тщательно очистить все детали перед сборкой.
- Перед установкой деталей нанести чистое моторное масло на поверхности трения.
- Заменять все прокладки, уплотнительные кольца и сальники новыми.

1. Собрать поршни с шатунами:

  • Использовать для сборки гидравлический пресс.
  • Передние метки поршня и шатуна должны находиться с одной стороны и быть направлены в сторону приводного ремня двигателя.

2. Установить поршневые кольца:

  • Вручную установить разжимное и боковые кольца маслосъемного поршневого кольца.
  • С помощью приспособления для разжатия поршневых колец установить два компрессионных кольца метками вверх.
  • Расположить поршневые кольца так, чтобы их замки находились в показанных на рисунке положениях. Замки компрессионных поршневых колец должны располагаться с противоположных друг от друга сторон. Аналогичным образом замки маслосъемных дисков и разжимного кольца маслосъемного поршневого кольца должны располагаться с противоположных друг от друга сторон.

3. Установить шатунные вкладыши:

  • Совместив выступы вкладышей с канавками в шатунах и шатунных крышках (В), установить шатунные вкладыши (А).
  • Установить вкладыши (А) в шатуны и шатунные крышки (В).

  • После установки шатунных вкладышей нанести на них слой моторного масла.

4. Установить поршни с шатунами в сборе:

- Перед установкой поршня нанести достаточное количество моторного масла на приспособление для сжатия поршневых колец и стенки цилиндра.
- Передние метки поршня (А) и шатуна (В) должны находиться со стороны приводной цепи двигателя.

  • Снять шатунную крышку и поместить обрезки резиновых шлангов поверх шатунных болтов.
  • Сжать поршневые кольца с помощью специального приспособления. Поместить поршень на соответствующий цилиндр и, с помощью деревянной ручки молотка, протолкнуть его в цилиндр.

Прижимать приспособление для сжатия компрессионных колец к блоку цилиндров для предотвращения преждевременного разжатия поршневых колец до их попадания в цилиндр.

  • Прекратить проталкивать поршень после освобождения поршневых колец из приспособления для сжатия. Убедиться в том, что шатун правильно попадает на шатунную шейку коленчатого вала, после чего протолкнуть поршень с шатуном до контакта с коленчатым валом.
  • Нанести моторное масло на резьбу болтов. Установить крышки с вкладышами и затянуть болты моментом 11,0~15,0 Н·м, а затем с помощью специального приспособления (09221-4A000) (A) дотянуть болты дополнительно на угол 88~92°.

Обязательно использовать только новые шатунные болты. Шатунные болты затягиваются по пределу текучести. Если такие болты вывернуть и затем использовать повторно, они могут лопнуть либо не поддерживать надлежащее зажимное усилие.

5. Проверить боковые зазоры шатунов (см. выше).

6. Установить все остальные компоненты в порядке, обратном снятию.

Двигатель
Моменты затяжки двигателя
Проверка компрессии
Замена приводного ремня
Замена опор силового агрегата
Снятие двигателя
Снятие шкива коленвала
Замена переднего сальника коленвала
Замена цепи ГРМ (1.4)
Замена цепи ГРМ (1.6)
Снятие крышки ГБЦ, замена прокладки
Регулировка зазоров в клапанах
Снятие распредвалов (1.4)
Снятие распредвалов (1.6)
Снятие ГБЦ (1.4)
Снятие ГБЦ (1.6)
Снятие поршней с шатунами (1.4)
Снятие поршней с шатунами (1.6)
Снятие вставок рубашки охлаждения
Снятие и установка маховика
Снятие приводного диска (версии с АКП)
Замена заднего сальника коленвала
Снятие коленвала (1.4)
Снятие коленвала (1.6)
Разборка блока цилиндров
Система смазки
Проверка и замена масла двигателя
Снятие масляного поддона
Замна масляного насоса
Замена датчика давления масла
Снятие патрубка масляного щупа
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена радиатора
Замена вентилятора радиатора
Замена помпы
Замена блока контроля температуры
Замна термостата
Снятие корпуса термостата
Замена воздушного фильтра
Корпус воздушного фильтра и резонатор
Снятие впускного коллектора
Снятие привода изменения геометрии впуска
Снятие выпускного коллектора
Снятие переднего глушителя
Замена нейтрализатора в сборе с глушителем
Замена центрального глушителя
Замена заднего глушителя
Система питания
Сброс давления в топливной системе
Проверка давления в топливной системе
Снятие топливного бака
Снятие горловины топливного бака
Топливный насос, регулятор давления, фильтр
Снятие топливопроводов
Снятие топливной рампы с форсунками
ЭСУД - характеристики
Система бортовой диагностики
Датчики и элементы ЭСУД 1,4 л
Датчики и элементы ЭСУД 1,6 л