Селектор выбора передач АКПП

Примечание: информация является универсальной и применима для всех типов АКПП независимо от производителя.

Селектор выбора передач АКПП позволяет водителю выбрать необходимую передачу или диапазон наиболее подходящие для условий движения автомобиля. На рис. 6.1. показаны различные варианты селекторов АКПП, применяемых на автомобилях HYUNDAI.

Рис. 6.1. Различные варианты селекторов выбора передач автомобилей HYUNDAI.

На современных автомобилях HYUNDAI существуют следующие варианты селекторов выбора режимов.

1) Селектор с положениями P, R, N, D и ручным переключением передач (диапазон + / -).

2) Селектор с положениями P, R, N, D, 3, 2, 1(L).

3) Селектор с положениями P, R, N, D, 2, 1(L) с выключателем повышающей передачи O/D OFF.

Назначение диапазонов селектора выбора передач

Режим Р (от английского слова Parking - стоянка) используется при стоянке автомобиля. Если водитель выбрал такой режим, то выходной вал АКПП механически блокируется специальным рычагом. Автомобиль невозможно сдвинуть с места, но запуск двигателя возможен. Этот режим предназначен для исключения самопроизвольного движения автомобиля на стоянке.

Схема работы парковочного механизма показана на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Схема работы парковочного механизма АКПП серии A4CF.

1 - ось рычага парковочного механизма; 2 - рычаг парковочного механизма;

3 - кулачок; 4 - косая кромка рычага; 5 - тяга; 6 - выходной вал АКПП; 7 - зубчатый венец парковочного механизма; 8 - зуб рычага.

Работает парковочный механизм следующим образом. При переводе селектора в положение Р тяга 5 толкает кулачок 3 влево и, таким образом, кулачок надавливает на косую кромку 4 рычага 2 парковочного механизма. В результате рычаг поворачивается вокруг оси 1 и зуб 8 рычага 2 входит в зацепление со впадиной зубчатого венца 7 парковочного механизма, который изготовлен как одно целое с выходным валом 6. Выходной вал 6 АКПП связан зубчатой передачей с главной передачей передних ведущих колёс, поэтому блокировка выходного вала АКПП с помощью парковочного механизма приводит к блокировке ведущих колёс автомобиля.

Внимание!

Включать режим Р можно только после полной остановки автомобиля.

Режим R (от английского слова Reverse - задняя передача) предназначен для движения автомобиля задним ходом. В режиме R запуск двигателя невозможен.

Режим N (от английского слова Neutral - нейтраль) соответствует нейтральной передаче. В этом режиме выходной вал не заблокирован, поэтому во избежание самопроизвольного движения при остановке и стоянке (например, на уклоне) автомобиль должен быть зафиксирован стояночным тормозом или нажатием на педаль тормоза. Запуск двигателя в режиме N возможен.

Режим D (от английского слова Drive - движение) предназначен для движения автомобиля вперед. Все передачи движения вперёд переключаются автоматически. Запуск двигателя в этом режиме невозможен.

Режим 3 позволяет автоматически переключать передачи в диапазоне с 1-й передачи по 3-ю передачу. Включение повышающей 4-ой передачи запрещено. Некоторые модели вместо режима 3 оснащены выключателем повышающей передачи OD / OFF. В этом случае выключатель режима повышающей передачи выполняет ту же самую функцию, что и режим 3. При нажатии кнопки OD / OFF загорается соответствующий индикатор на панели приборов и включение 4-ой передачи запрещено. Такой режим удобно использовать при движении в условиях плотного городского потока или при буксировке прицепа. Запуск двигателя в этом режиме невозможен.

Режим 2 позволяет автоматически переключать передачи только в диапазоне с 1-й передачи по 2-ю передачу. Автомобиль начинает движение на 1-ой передаче, так же как и в режиме D или 3, а переключение на 2-ую передачу происходит автоматически. Включение остальных передач движения вперёд выше 2-ой передачи запрещено. Такой режим удобен для движения по пересечённой местности, когда нет необходимости включать более высокие передачи. Запуск двигателя в этом режиме невозможен.

Режим 1 или L (от английского слова Low - низкий) позволяет автомобилю двигаться только на 1-ой передаче. Включение всех остальных передач движения вперёд запрещено. Это режим необходимо использовать при движении на очень крутых спусках и подъёмах, а также в условиях бездорожья. Запуск двигателя в этом режиме невозможен.

Режим + / - предназначен для ручного переключения передач. Выбирая режим + / - водитель сам определяет моменты включения как повышающих, так и понижающих передач. Для того чтобы избежать выхода из строя двигателя вследствие высоких оборотов при движении на пониженных передачах, блок управления АКПП может принудительно включать повышенные передачи (см. раздел 8.8). Кроме того, если автомобиль замедляется, а водитель не включает пониженную передачу, блок управления АКПП принудительно включает пониженную передачу для снижения нагрузки на двигатель. Режим + / - удобно использовать при обгоне, движении на крутых спусках и подъёмах, а также для начала движения на скользкой дороге.

Режим Creeping

Если вы поставили автомобиль на ровную горизонтальную площадку, выбрали любое положение селектора кроме P и N, отпустили педаль тормоза и не нажимаете на педаль акселератора, то автомобиль с исправной АКПП начинает медленное движение. Такой режим движения называется Creeping, что в буквальном переводе означает перемещение «ползком». Движение автомобиля объясняется нормальной работой гидротрансформатора. Поэтому, если водитель не хочет удерживать педаль тормоза нажатой во время остановки, ему следует перевести селектор в положение N и включить стояночный тормоз.

Сцепление
Замена сцепления
Снятие педали сцепления
Выключатель блокировки зажигания/датчик педали сцепления
Замена главного цилиндра сцепления
Замена трубки привода сцепления
Замена выжимного цилиндра сцепления
Замена вилки и выжимного подшипника сцепления
МКП - характеристики
Проверка и замена масла МКП
Снятие МКП
Выключатель света заднего хода
Снятие механизма и тросов переключения КПП
Снятие вала переключения передач
АКП
Проверка и замена масла АКП
Снятие АКП
Снятие рычага селектора АКП
Замена троса переключения режимов
Блок управления трансмиссией
Снятие приводов
Замена внутреннего ШРУСа и пыльника
Замена наружного ШРУСа и пыльника
Снятие динамического демпфера

   Устройство АКП
Гидродинамическая передача
Планетарные передачи
Фрикционные элементы АКП
Элементы гидравлических схем АКП
Селектор выбора передач АКП
Электронные компоненты АКП
АКП серии A4CF
Адаптивная логика переключения передач
Диагностика АКП