Проверка и замена масла АКП (рабочая жидкость ATF)

  1. Автоматическая коробка передач.
  2. Прокладка пробки сливного отверстия.
  3. Пробка сливного отверстия.
  4. Пробка проверочного отверстия уровня рабочей жидкости автоматической трансмиссии.
  5. Прокладка пробки проверочного отверстия.
  6. Уплотнительное кольцо круглого сечения пробки заправочного отверстия.
  7. Пробка заправочного отверстия (полый болт).

Проверка уровня рабочей жидкости автоматической коробки передач

Уровень рабочей жидкости для автоматической коробки передач необходимо регулярно проверять.

Установите автомобиль на ровной горизонтальной поверхности, задействуйте стояночный тормоз и проверьте уровень жидкости в следующем порядке.

1. Переведите рычаг селектора в положение «N» («Нейтральное») и убедитесь, что двигатель работает в режиме холостого хода.

2. После того как коробка передач прогреется в достаточной степени (температура рабочей жидкости достигнет 70-80°C), что соответствует приблизительно 10 минутам движения в обычном режиме, переведите рычаг селектора последовательно в каждое из положений и затем установите его в положение «N» («Нейтральное») или «P» («Парковка»).

3. Убедитесь, что уровень жидкости находится в пределах диапазона щупа «HOT» («Горячая»). Если уровень жидкости ниже необходимого, долейте соответствующую требованиям рабочую жидкость через наливное отверстие. Если уровень выше необходимого, слейте часть жидкости через сливное отверстие.

4. Если проверка уровня жидкости производится при холодной коробке передач (температура рабочей жидкости составляет 20-30°C), долейте жидкость до линии «C»/«COLD» («Холодная») на щупе, после чего повторно проверьте уровень согласно шагу2, описанному выше.

- Проверка уровня рабочей жидкости должна производиться при нормальной рабочей температуре двигателя. Это означает, что двигатель, радиатор, гибкий шланг радиатора, компоненты системы выпуска отработанных газов ит.д. должны иметь очень высокую температуру. Следует проявлять большую осторожность во избежание получения ожогов при выполнении этой операции.
- Низкий уровень жидкости приводит к проскальзыванию вала коробки передач. Избыточное количество жидкости может приводить к вспениванию, потере жидкости и выходу из строя коробки передач.
- Использование трансмиссионной жидкости, не соответствующей требованиям, может привести к неисправностям коробки передач и выходу ее из строя.
- Во избежание самопроизвольного перемещения автомобиля используйте стояночный тормоз и нажимайте на педаль тормоза перед перемещением рычага селектора.

- Отметки диапазона «C»/«COLD» («Холодная») нанесены на щуп только для ориентировки ине могут быть использованы для определения уровня рабочей жидкости в автоматической коробке передач.
- Новая жидкость для автоматической коробки передач должна быть красного цвета. Красный краситель добавляется для того, чтобы работники сборочных предприятий могли отличить трансмиссионную жидкость от моторного масла или антифриза.
- Красный цвет не является показателем качества рабочей жидкости для автоматической коробки передач и не сохраняется в процессе эксплуатации. При работе автомобиля эта жидкость начинает темнеть. С течением времени цвет может стать светло-коричневым.
- Используйте только рекомендуемые марки жидкости для автоматической коробки передач.

Доливка

При нормальной эксплуатации автомобиля проверка уровня жидкости автоматической коробки передач во время сервисного обслуживания не требуется. Если была обнаружена утечка рабочей жидкости автоматической коробки передач, проверить её уровень по завершению соответствующего ремонта.

При проверке уровня рабочей жидкости автоматической коробки передач необходимо следить за тем, чтобы пыль и другие посторонние материалы не попали внутрь через заправочное отверстие.

1. Снять корпус воздушного фильтра с воздуховодом (см. главу 11 «Система впуска и выпуска»).

2. Выкрутить полый болт (А), после чего залить 0.7 л рабочей жидкости ATF SP-IV через заправочное отверстие.

3. Запустить двигатель и прогреть коробку передач до рабочей температуры.

Не нажимать одновременно педали тормоза и акселератора для прогрева рабочей жидкости автоматической коробки передач.

4. С помощью диагностического прибора убедиться, что температура рабочей жидкости автоматической трансмиссии достигла диапазона 50~60°С.

5. На холостых оборотах двигателя медленно перевести рычаг селектора через все положения от «Р» до «D»и обратно, задерживаясь в каждом положении не менее чем на две секунды.

6. Снять защитный поддон моторного отсека (см. тут).

7. Поднять автомобиль и удалить пробку проверочного отверстия (А) из крышки корпуса клапанов.

При удалении пробки проверочного отверстия автомобиль должен находиться в горизонтальном положении.

8. Проверить уровень рабочей жидкости в автоматической коробке передач:

  • Если рабочая жидкость ATFвытекает через отверстие непрерывной тонкой струйкой, уровень жидкости в коробке передач в норме. Завершить процедуру и затянуть пробку проверочного отверстия до упора, заменив прокладку пробки новой.
  • Избыток: если слитый объем жидкости превышает 900 мл в течение двух минут при температуре коробки передач 50~60°С. Слить рабочую жидкость до тонкой струйки.
  • Недостаток: жидкость не вытекает через проверочное отверстие. Долить рабочую жидкость до начала её вытекания тонкой струйкой.

9. Установить пробку проверочного отверстия (А) на место.

- Заменять уплотнительное кольцо круглого сечения пробки проверочного отверстия новым (не использовать повторно).
- Для установки на место вращать пробку проверочного отверстия по часовой стрелке.

10. Опустить автомобиль и установить на место полый болт (А).

Заменять уплотнительное кольцо полого болта (В) новым. Не использовать повторно.

Замена рабочей жидкости автоматической коробки передач

1. Снять защитный поддон моторного отсека (см. тут).

2. Удалить пробку сливного отверстия (А), чтобы дать жидкости полностью стечь, после чего снова установить пробку на место и затянуть моментом 33.3 - 43.1Н·м.

Заменять уплотнительное кольцо полого болта новым. Не использовать повторно.

3. Снять корпус воздушного фильтра (см. тут).

4. Выкрутить полый болт (А).

5. Заправить в автоматическую коробку передач около 5,0 литров рабочей жидкости ATF SP-IV через заправочное отверстие.

6. Выполнить процедуру проверки уровня рабочей жидкости автоматической трансмиссии (см. соответствующий раздел выше).

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Масла АКП Hyundai/Kia

Содержание:
1. Общие положения
2. Проверка уровня масла в АКПП при помощи щупа
3. Проверка уровня масла при помощи отверстия на примере АКПП серий A6LF / A6MF
4. Правила замены масла в АКПП

7.1. Общие положения

В таблице 7.1 представлены сорта масел, которые используются в современных АКПП автомобилей HYUNDAI.

Таблица 7.1. Масла для современных АКПП автомобилей HYUNDAI.

Модели автомобилей и АКПП

Классификация масла

Наименование продукта

Genesis Cope 2,0 TCI, H-1 (TQ) A5SR

Appolo ATF RED-1

Hyundai Genuine Part No.: 04500-00140, Apollo ATF RED-1

Genesis 3,8; Genesis Coupe 3,8: Equus (VI) 3,8

ATF 9638, NWS 9638

Hyundai Genuine Part No.: 04500-00180 , ATF 9638, NWS 9638

Equus (VI) 4,6;

Genesis 4,6

Shell M-1375.4

Hyundai Genuine Part No.: 04500-00190, Shell M-1375.4

Shell Spirax S5 ATF ZME

ix55

TFF ATF T-IV JWS 3309

Hyundai Genuine Part No.: 04500-00170, TFF ATF T-IV JWS 3309

ix35, Santa Fe F/L, TG, i50 оснащёные 6-и ступенчатым АКП (A6F/M)

Hyundai Genuine ATF SP- IV, Sk ATF SP-IV, или другие марки, одобренные Хёндэ Мотор Компани (Hyundai Motor Company)

Hyundai Genuine Part No.: 04500

00115,

Hyundai Genuine ATF SP-IV

Все остальные модели оснащенные 4-х и 5-и ступенчатыми АКП (A4C, A5G/H, A4A/B, F4A)

Hyundai Genuine Parts ATF SP-III, Diamond ATF SP-III, SK ATF SP-III или другие марки, одобренные Хёндэ Мотор Компани (Hyundai Motor Company)

Hyundai Genuine Part No.: 04500-00100, Shell MultiVehicle ATF


Зависимость между рабочей температурой ATF и сроком её эксплуатации.

Для эффективного охлаждения ATF используются специальные теплообменники. Теплообменники для охлаждения ATF бывают воздушные и жидкостные. В автомобилях HYUNDAI применяется жидкостные теплообменники. ATF циркулирует через теплообменник, расположенный в радиаторе охлаждения двигателя, что позволяет ускорить процесс прогрева ATF в холодное время года, минимизировать габаритные размеры и получить стабильные температурные характеристики. Внешний вид теплообменника показан на рис. 7.2.

Рис. 7.2. Конструкция жидкостного теплообменника. 1 - бачок радиатора системы охлаждения двигателя; 2 - штуцер подвода ATF к теплообменнику; 3 - теплообменник; 4 - полость циркуляции ATF.

Теплообменник 3 представляет собой два латунных цилиндра, торцы которых соединены между собой и герметично заварены. Полость 4 между цилиндрами является полостью для циркуляции ATF. Для улучшения теплообмена в полость циркуляции масла установлена медная гофра. Теплообменник омывается охлаждающей жидкостью системы охлаждения двигателя поддерживая температуру ATF на оптимальном уровне 90 - 110°С.

В АКПП, устанавливаемых на современных автомобилях HYUNDAI, уровень масла проверяется при помощи маслоизмерительного щупа или при помощи контрольного отверстия, в зависимости от конкретной модели АКПП.

Важно! В независимости от типа АКПП и автомобиля, при пониженном уровне масла в картере АКПП, необходимо проверить шланги, корпус АКПП и прочие элементы АКПП на утечки масла. В противном случае последствия могут быть необратимыми.

7.2. Проверка уровня масла в АКПП при помощи маслоизмерительного щупа

1. Поставьте автомобиль на ровную горизонтальную площадку.

2. Дайте двигателю поработать до тех пор, пока масло в АКПП не достигнет температуры 70-80°C.

3. Не останавливая двигатель, переместите селектор переключения режимов АКПП

последовательно во все положения, задерживая в каждом положении не менее двух секунд, что позволит заполнить магистрали гидравлического блока клапанов. Затем установите селектор в положение N.

4. Выньте маслоизмерительный щуп АКПП, предварительно удалив вокруг него грязь, и проверьте уровень и состояние масла. Идущий от масла запах гари означает, что в нем содержатся мельчайшие частицы разрушающихся фрикционных элементов. В этом случае может потребоваться капитальный ремонт АКПП.

5. Убедитесь, что уровень масла находится между отметками «HOT»

маслоизмерительного щупа. При низком уровне следует долить масло через трубку маслоизмерительного щупа.

6. Установите маслоизмерительный щуп в отверстие маслоизмерительной трубки.

Важно! При капитальном ремонте АКПП необходимо всегда устанавливать новый масляный фильтр и заливать свежее масло.

7.3. Проверка уровня масла при помощи контрольного отверстия на примере АКПП серий A6LF / A6MF

1. Отверните заливную пробку АКПП и добавьте 700мл свежего масла.

2. Установите на место заливную пробку и затяните требуемым моментом.

2. Дайте двигателю поработать до тех пор, пока масло в АКПП не достигнет температуры 50-6OC.

3. Не останавливая двигатель, переместите селектор переключения режимов АКПП последовательно во все положения, задерживая в каждом положении не менее двух секунд. Это позволит заполнить магистрали гидравлического блока клапанов. Затем установите селектор в положение N.

4. Поднимите автомобиль с работающим двигателем на подъёмнике и отверните контрольную пробку на крышке гидравлического блока клапанов.

5. Слейте масло через контрольное отверстие. В идеале вы должны слить 700 мл масла. Это означает, что уровень масла в АКПП был в норме. Если вы слили меньше 700мл масла, например 200мл, это означает, что в АКПП не хватало 500 мл масла, и вы довели уровень масла до нормы. Если вы не слили ничего, это означает, что в АКПП недостаточный уровень масла и надо повторить процедуру с п.1. по п.5.

Если масло из АКПП сливалось полностью, залейте 5 литров масла и затем выполните процедуры, описанные выше.

Важно!

Масло для автоматических трансмиссий обладает высоким коэффициентом линейного расширения, поэтому всегда необходимо проверять уровень масла в АКПП соблюдая температуру, указанную в технической документации на конкретный автомобиль.

7.4. Правила замены масла в АКПП

1. Поднимите автомобиль и отсоедините шланг, подводящий масло от радиатора в АКПП и подставьте под него чистую мерную ёмкость.

2. Установите селектор АКПП в положение N и запустите двигатель. ATF будет вытекать из шланга в подставленную емкость.

3. Двигатель надо заглушить сразу, как только прервётся поток сливаемой жидкости или через 1минуту после запуска, даже если поток жидкости не прекратился.

4. Отверните сливную пробку и слейте остатки ATF из поддона.

5. Заверните сливную пробку и затяните требуемым моментом.

6. Выньте маслоизмерительный щуп и залейте через трубку щупа свежее масло в количестве равном слитому объёму масла.

7. Повторите процедуру, начиная с пункта 2 до пункта 6 включительно.

8. Оцените состояние слитого масла. Масло должно иметь красный цвет, без запаха гари и твёрдых включений. Повторяйте процедуру с пункта 2 до пункта 6 до тех пор, пока состояние слитого масла не приблизится к состоянию нового масла.

9. Установите на место шланг, подводящий масло из радиатора в АКПП и зафиксируйте его хомутом.

10. Установите на место маслоизмерительный щуп.

11. Заведите ДВС и прогрейте масло в АКПП до температуры 70-80°С и проверьте уровень масла по маслоизмерительному щупу. При необходимости доведите уровень масла до нормы.

12. Установите маслоизмерительный щуп в маслоизмерительную трубку.

Как показывает практика, метод, изложенный в технической документации, обладает рядом недостатков.

1. Не всегда удобно снимать шланги, подводящие ATF от радиатора к АКПП из-за плотной компоновки моторного отсека.

2. Операция по сливу масла через шланг радиатора должна выполняться двумя механиками, так как один должен быть в автомобиле для останова двигателя, а второй сливает масло и даёт команды механику, находящемуся в салоне автомобиля.

3. После съёма и установки шланга со штуцера теплообменника механики часто забывают ставить на место фиксирующие хомуты, что приводит к катастрофическим последствиям - АКПП может полностью выйти из строя и ремонт в этом случае просто не возможен.

Давайте проанализируем, почему после запуска двигателя, поток масла из снятого шланга радиатора АКПП должен прекратиться в течении одной минуты? Очевидно, поток масла должен прекратиться тогда, когда уровень масла опустится настолько, что маслоприёмник в картере АКПП не сможет забирать масло. Отсюда следует, что операцию по замене масла можно упростить. Давайте перечислим перечень необходимых операций.

1. Проверьте уровень масла в АКПП до начала замены согласно правилам, перечисленным в пунктах 7.2 или 7.3 в зависимости от модели АКПП.

2. Заглушите двигатель на 15-20 минут.

3. Проверьте уровень масла в АКПП при помощи маслоизмерительного щупа при неработающем двигателе. Уровень масла должен вырасти примерно в два раза. Это означает, что масло стекло из магистралей муфт и тормозов в картер АКПП.

4. Отверните сливную пробку в картере АКПП и слейте масло в чистую мерную ёмкость.

5. Установите на место сливную пробку.

6. Залейте свежее масло в объёме, равном объёму слитого масла.

7. Запустите двигатель на 2 минуты.

8. Повторите операции с 3-ей по 6-ю.

9. Проверьте состояние масла по маслоизмерительному щупу. Если цвет масла на щупе не соответствует цвету нового масла, вновь повторите операции с 3-ей по 6-ю.

10. Проверьте и при необходимости доведите уровень масла в АКПП до нормы в соответствии с пунктами 7.2 и 7.3.

Проанализируйте, какой метод вам наиболее подходит, поскольку оба дают одинаковый результат.

Важно!. Чем больше пробег автомобиля и чем больше интервал замены мала в АКПП, тем больший объём свежего масла потребуется для полной замены масла. Вне зависимости от способа замены, для полной замены масла в АКПП, как правило, требуется не менее 2-х заправочных объёмов масла, указанных в технической документации.

Сцепление
Замена сцепления
Снятие педали сцепления
Выключатель блокировки зажигания/датчик педали сцепления
Замена главного цилиндра сцепления
Замена трубки привода сцепления
Замена выжимного цилиндра сцепления
Замена вилки и выжимного подшипника сцепления
МКП - характеристики
Проверка и замена масла МКП
Снятие МКП
Выключатель света заднего хода
Снятие механизма и тросов переключения КПП
Снятие вала переключения передач
АКП
Проверка и замена масла АКП
Снятие АКП
Снятие рычага селектора АКП
Замена троса переключения режимов
Блок управления трансмиссией
Снятие приводов
Замена внутреннего ШРУСа и пыльника
Замена наружного ШРУСа и пыльника
Снятие динамического демпфера

   Устройство АКП
Гидродинамическая передача
Планетарные передачи
Фрикционные элементы АКП
Элементы гидравлических схем АКП
Селектор выбора передач АКП
Электронные компоненты АКП
АКП серии A4CF
Адаптивная логика переключения передач
Диагностика АКП