Адаптивная логика переключения передач HIVEC

Все современные АКПП любого производителя используют адаптивные логики переключения АКПП. Они имеют разное название, но в общем преследуют одинаковые цели. Основными из них являются:

- повышение комфортабельности движения;

- снижение расхода топлива.

В автомобилях HYUNDAI используется адаптивная логика переключения, которая называется HIVEC и расшифровывается как:

Н - HYUNDAI;

I - Intelligent;

V - Vehicle;

E - Electronic ;

C - Control.

В дословном переводе это звучит как: «Ителектуальная система управления автомобилем HYUNDAI».

Основные функции адаптивной логики переключения передач следующие:

- управление включением / выключением муфт и тормозов с учётом износа фрикционных элементов;

- предотвращение включения повышающей передачи на подъеме;

- включение понижающих передач на спуске;

- изменение последовательности переключения передач в зависимости от условий движения;

- выбор оптимальной программы переключения передач в зависимости от стиля вождения автомобиля.

Наиболее важными входными сигналами для работы логики HIVEC являются:

1) угол открытия дроссельной заслонки;

2) скорость автомобиля;

3) сигнал выключателя стоп-сигнала.

На основе этих сигналов блок управления может определить, предпочитает ли водитель спортивный режим или спокойную манеру вождения. В зависимости от этого выбираются моменты переключения передач и включаемая передача. В результате, поведение автомобиля полностью отвечает предпочтениям водителя. Один и тот же автомобиль будет вести себя по-разному, если водитель изменит свой стиль вождения или если за руль сядет другой водитель с иным стилем вождения. Адаптация к новому стилю вождения происходит довольно быстро, например, адаптация АКПП A4CF1 автомобиля i-30 занимает около 20 - 30 минут.

Особенностью логики управления HIVEC является взаимодействие блока управления АКПП с остальными блоками управления автомобиля. Например, угол опережения зажигания сдвигается в сторону запаздывания, при переключении передач, что необходимо для уменьшения крутящего момента двигателя для более мягкого переключения передач. Если в момент переключения передач блок управления климат-контролем подаёт команду на включение компрессора кондиционера, то блок управления АКПП выдаёт запрет на включение компрессора, поскольку имеет приоретет перед блоком климат-контроля.

Одной из основных функций системы HIVEC является управление давлением в гидроцилиндрах фрикционных элементов. Когда один фрикционный выключается, следующий начинает включаться. Это предотвращает увеличение оборотов двигателя при переключении передач и дает ощущение плавного переключения. Система позволяет компенсировать даже нормальный износ элементов коробки передач, за счет изменения программы управления электромагнитными клапанами. Поскольку все фрикционы могут управляться по отдельности, то коробка передач может переключиться, например, сразу с 4-й передачи на 2-ю передачу, без включения 3-ей передачи.

Пример управления процессом переключения передач показан на рис. 10.1.

Рис. 10.1. Пример управления процессом переключения передач.

Блок управления АКПП постоянно контролирует скорость снижения оборотов входного вала АКПП при включении повышающих передач и скорость повышения оборотов входного вала при включении понижающих передач. На основании этого блок управления АКПП вносит корректировки в программу управления включения / выключения фрикционных элементов для компенсации износа фрикционных элементов.

Одним из важнейших достоинств коробок передач с электронной системой управления HIVEC является управление переключениями передач в зависимости от стиля вождения водителя. Водитель, который предпочитает спокойный стиль вождения автомобиля плавно воздействует на педаль акселератора и редко нажимает на педаль тормоза. Водитель, который предпочитает агрессивный стиль вождения автомобиля часто резко нажимает на педаль акселератора, предпочитает движение автомобиля с высокой скоростью и часто тормозит. Таким образом, на основании показаний датчика скорости, датчика положения дроссельной заслонки и выключателя стоп-сигналов блок управления АКПП определяет стиль вождения автомобиля и выбирает оптимальную карту переключения передач.

Логика управления HIVEC позволяет также упростить управление автомобилем при движении на подъём на горном серпантине. Чтобы автомобиль прошел поворот, водитель снимает ногу с педали акселератора для снижения скорости. В обычной коробке передач при нулевом открытии дроссельной заслонки включается повышающая передача, поэтому крутящий момент, подводимый к ведущим колёсам, снижается, что приводит к недостаточному ускорению автомобиля после прохождения поворота. В результате, после прохождения поворота, водителю придётся сильнее нажимать на педаль акселератора для сохранения заданной скорости движения автомобиля. Блок управления АКПП, в ответ на такое воздействие, вновь включит пониженную передачу и водителю придётся отпускать педаль акселератора, чтобы снизить скорость разгона автомобиля. При прохождении следующего поворота ситуация будет повторяться вновь. Согласитесь, что такой режим движения сильно утомляет водителя.

Логика HIVEC позволяет исключить лишние переключения. Если при полном закрытии дроссельной заслонки замедление автомобиля, которое определяется по датчику скорости автомобиля, превышает заданный порог, то включение повышающей передачи не происходит. Соответственно, после прохождения поворота водителю не надо интенсивно нажимать на педаль акселератора для включения понижающей передачи.

Логика HIVEC позволяет также принудительно включать понижающие передачи при движении на спуск. Если водитель при движении на спуск часто нажимает на педаль тормоза, то блок управления АКПП оценивает увеличение скорости автомобиля между двумя соседними торможениями, а также частоту нажатия на педаль тормоза. Если оба оцениваемых параметра превышают заданный порог, то принудительно включается понижающая передача, что позволяет интенсивнее снижать скорость автомобиля за счёт торможения двигателем.

Система HIVEC имеет несколько режимов управления, которые отображаются в списке текущих данных АКПП некоторых автомобилей.

Режим «А» предназначен для движения по обычным дорогам и позволяет адаптировать карту переключения АКПП в зависимости от стиля вождения водителя .

Режимы «В», «С» и «D» предназначены для движения в различных дорожных условиях, отличающихся от обычных. Эти режимы имеют разные характеристики переключения передач в зависимости от конкретной модели автомобиля.

Режим «F» указывает на то, что система HIVEC в данный момент не работает, поэтому передачи переключаются по фиксированной карте переключения без возможности адаптации.

Логика управления HIVEC не работает в следующих случаях:

1. Температура масла в АКПП ниже 40°С;

2. При положении селектора в позициях P, R, N или 1(L);

3. При низких отрицательных температурах окружающего воздуха;

4. При высокой температуре масла в АКПП;

5. В аварийном режиме работы АКПП;

6. При неисправности выключателя стоп-сигналов;

7. При неисправности датчика положения дроссельной заслонки;

8. При неисправности датчика температуры масла в АКПП.

Сцепление
Замена сцепления
Снятие педали сцепления
Выключатель блокировки зажигания/датчик педали сцепления
Замена главного цилиндра сцепления
Замена трубки привода сцепления
Замена выжимного цилиндра сцепления
Замена вилки и выжимного подшипника сцепления
МКП - характеристики
Проверка и замена масла МКП
Снятие МКП
Выключатель света заднего хода
Снятие механизма и тросов переключения КПП
Снятие вала переключения передач
АКП
Проверка и замена масла АКП
Снятие АКП
Снятие рычага селектора АКП
Замена троса переключения режимов
Блок управления трансмиссией
Снятие приводов
Замена внутреннего ШРУСа и пыльника
Замена наружного ШРУСа и пыльника
Снятие динамического демпфера

   Устройство АКП
Гидродинамическая передача
Планетарные передачи
Фрикционные элементы АКП
Элементы гидравлических схем АКП
Селектор выбора передач АКП
Электронные компоненты АКП
АКП серии A4CF
Адаптивная логика переключения передач
Диагностика АКП